Сайт музыкального руководителя Никитиной Екатерины Николаевны.

«Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

«Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

«Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ребенок преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

1. Актуальность

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активнойтворческой личности. Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятияхтворческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцораТворческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.

Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненномуопыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

2. Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий - кружковая работа.

Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческихмоментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.

Принципы педагогического опыта:

1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки»«Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.(Приложение 1.)

5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработкитанцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников,развлечений, на занятиях в танцевальных кружках.

3. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке иразвитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»«От жеста к танцу» Е. В. Горшковой,«Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

4. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством танца. Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности.

5. Эффективность педагогического опыта

Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

Задачи:

1. Развитие музыкальности:

развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.

развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

развитие координации движений, гибкости пластичности.

- воспитание выносливости.

- формирование правильной осанки, красивой походки.

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении подмузыку:

развитие творческого воображения и фантазии.

развитие способности к импровизации.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

- воспитание умения вести себя в группе во время движения.

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

• коллективная форма (танец, где участвуют дети разных возрастных групп);

• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе по изучению танца в достижении высокого творческого результата.

Мой инновационный метод представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному».

Данный способ включает:

• теоретический компонент (беседа о танце, характере музыки и средствах ее выразительности, объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей);

• визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями);

• практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации, закрепление, тренировка мышечной памяти).

В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца:

1. Знакомство с танцем: история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения).

2. Разучивание элементов танца, на которых будут строиться фигуры.

3. Разучивание фигур танца, с учетом их физических особенностей, характера испособностей.

4. Театрализация танца: эмоции, характер, сыгранная история.

Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть

возможность развивать фантазию. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества детей самостоятельной импровизации.

Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.

Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения. (Приложение 2.)

Особенности разработанных танцевально-игровых композиций:

1. Возможность использования материала на маленьких пространствах (в совместной, самостоятельной деятельности).

2. Возможность применения материала на детской аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, без большой предварительной подготовки (мероприятия массового характера в помещениях и на улице).

3. Движения танцев легко трансформируются в зависимости от уровня подготовленности(возраста) детей.

4. Возможность самостоятельного комбинирования и творческой интерпретации движений.

Для постановки танца нужны творческие задумки, которые требуют для передачи образа использование реквизита. В работе создание реквизита выступает как дополнительнаятворческая форма работы, которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности. Так мной шьются костюмы, реквизит к танцам (например: большие морковки для танца «зайчиков», подушечки для танца «Губки бантиком»«Дорожки» (полотна) для танца «Моя Россия»или «Осенние дорожки» и др. (Приложение 3.). Мне в создании и приобретении реквизита помогают воспитатели и родители.

Работа в социуме - повышает интерес детей к танцевальному творчеству, желание показать своё умение на уровне детского сада, на сцене городского Дома культуры. Это подтверждают неоднократные выступление моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции на «День защиты детей»«День Победы»«День матери», культурно-досуговая деятельность. В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.

Стараюсь как можно чаще встречаться с родителями, чтобы работа была более эффективной, для этого определила следующие формы работы. Данная работа строится на индивидуальных беседах, где родители задают очень интересные вопросы. Я в свою очередь, обращаюсь к родителям с просьбами и поручениями: помочь выучить ребенку роль, создать для него костюм, изготовить атрибуты для занятия или утренника. Кроме индивидуальных бесед принимаю участие в родительских собраниях, где предоставляю опыт работы по музыкально-ритмическим движениям. Форма выступления на родительских собраниях разнообразная: это и лекции и беседы, консультации и ответы на поставленные вопросы.

Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных мной задач. Совместное проведение праздников, развлечений объединяет нас в работе над сценарием, изготовлением атрибутов, костюмов, оформлением зала. В индивидуальной работе с воспитателями провожу практический показ для дальнейшего разучивания с детьми упражнений, различных движений, танца.

На педагогических советах выступаю с опытом работы, считаю что нет ни одной проблемы в воспитании и обучении дошкольника, которая существовала бы отдельно от музыкального руководителя.

Организовала творческую танцевальную группу из воспитателей детского сада. Наш танцевальный коллектив с успехом принимает активное участие в праздничных мероприятиях на уровне образовательного учреждения.

Проблема поиска чего-то нового, современного и оригинального стоит остро каждый раз в период написания очередного сценария, поэтому труд музыкального руководителя подобен труду археолога или первооткрывателя. Очень сложно не только подобрать интересный музыкальный материал, но и сделать из него хороший танцевальный или игровой номер. Кроме того, чаще всего, на подготовку остается совсем немного времени.

Таким образом, моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы. (Приложение 4)

6. Результативность опыта

Целью моей педагогической деятельности является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты и способности, научиться общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, способного адаптироваться в современном обществе. Развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на занятиях педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей воспитанников, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах, детских утренниках, праздниках, на родительских собраниях и районных мероприятиях:

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Система контроля и оценивания результатов

 

Промежуточная и итоговая аттестации дошкольников по программе не проводятся! Как и по основным образовательным программам дошкольного образования! (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.64, ч.2).

 Фиксируются только критерии освоения компетентностей: интеллектуальной, социальной, языковой и в плане физического развития (по соответствующей программе

30 января 2018 в 15:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.