Сайт музыкального руководителя Никитиной Екатерины Николаевны.
Консультация для родителей на тему "Пальчиковая гимнастика"Пальчиковая гимнастика. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Раз, два, три, четыре, пять — Вышли в садик погулять Ходим-ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать 1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. 3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. 5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке. * * * Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните, Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики 1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их. 3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. Стихотворение и все движения можно повторить *** Волк раскроет свою пасть, Хочет зайчика украсть: Щелк да щелк, и снова щелк! Не поймает зайца волк, Пастью щёлкнет напрасно — Заяц бегает прекрасно! 1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках. 5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками
В домике сидит волчок, Он глядит на вас в глазок, Может дверку приоткрыть И за пальчик укусить, Если больно, то немножко Разотри свои ладошки! 1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам. 3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками. 5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую. *** Избушка на лужочке, Двери на замочке, Ключик быстро подберем И избушку отопрем. Отряхнем ладошки, Отдохнем немножко. 1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней. 2 строчка – соединяем пальцы в замок. 3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка. 5–6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их. * * * Крылья нашей мельницы У ветерка как пленницы — Как ветер переменится,
Так повернется мельница. 1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются. * * * Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. Раз, два, три, четыре, пять — Надо всех пересчитать. Десять пальцев – как отряд, И костюму каждый рад. Стать сильными стараются, Спортом занимаются. 1–2 строчки – растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу). 3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы. 5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно. * * * После завтрака мы с вами В лес поедем за дровами. Пилим-пилим, пилим-пилим! Быстро мы бревно осилим! Рубим-рубим, рубим-рубим! Топором работать будем, Привезем домой дрова, Сложим посреди двора.
1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий. 3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад. 5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу. 7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями. * * * Скачет на коне Егорка То на горку, то под горку, Раз, два, три, четыре, пять — Весело ему скакать! Выезжает в чисто поле — Есть где разгуляться вволю! 1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними. 5–6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки. * * * Пляшут в кухне на стене Солнечные зайчики, А у Маши расшалились Маленькие пальчики. Быстро бегают они По Машиной ладошке. Успокойтесь, шалуны, Отдохнем немножко! 1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене. 3–4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой. 5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой. Повторяем все действия для второй руки. * * * Две ладошки – два домишки Там живут бродяги-мишки. Вот поспят они немножко И помчатся по дорожкам, А дорожки – две руки, Ну-ка, мишкам помоги: Их на санки посади, По дорожкам прокати! 1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки. 5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз. * * * Раскатились по дорожке Разноцветные горошки. Птички весело клюют, Нам горошки не дают, Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки. 3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку. 6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове. * * * В море лодочка плыла, В ней лиса веслом гребла. Притомилася лиса, Распустила паруса, Теперь на лавочке сидит, На море в бинокль глядит. 1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений. 2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях. 3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы. 5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль. * * * Девочки и мальчики! Расправьте свои пальчики! Пополам согните, В кулачок сожмите! Раскройте ладошки, Встряхните немножко!
Чтобы правильно писать, Надо ручкам отдыхать! Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать». * * * Ежик Николка под елку свалился, Ежик Николка по травке катился, Брюшко решил он на солнце погреть, Ну и конечно, слегка загореть. Солнышко скрылось, ежик замерз, Успел загореть только маленький нос. 1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу. 3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую. 5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа. * * * Пошла гулять Маринка По узенькой тропинке. У леса на лужочке Рвала она цветочки. Пока домой бежала, Цветочки растеряла. 1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу. 3–4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.
5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой. * * * Я маленькая хрюшка, На солнце грею брюшко, И розовые ушки Стали на макушке Глазки я закрыла, Про пятачок забыла: На солнце загорел И сильно покраснел.
1–2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук. 3–4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы. 5–6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза. 7–8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа. * * * В каждой из избушек Живут по пять подружек: Маня, Настя и Полина, Катерна и Марина, Соня, Вера, Зинаида, Василиса, Степанида. Вместе песенки поют, Дружно, весело живут.
1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основаниями ладоней. 3–6 строчки – называем ими поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику. 7–8 строчки – поглаживаем и потираем ладони одна о другую.
* * * Мастер шкафчик мастерил, Ровно досочки пилил, Молотком по ним стучал, Точно гвозди забивал. Дверки сделал и замок, Ключик сделать он не смог. 1–2 строчки – ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад. 3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди». 5 строчка – соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки». 6 строчка – соединяем пальцы обеих рук в замок. Игру можно повторить несколько раз.
* * * Маленький Тимошка Гладил ладошки И у каждой руки Сосчитал бугорки: Раз, два, три, четыре, пять. Будем на другой считать: Раз, два, три, четыре, пять Начинай считать опять.
1–4 строчки – указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки. 5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца. 7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки.
* * * Солнышко яркое в небе сияло, Лучами своими нас согревало, Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли, Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают. 1–2 строчки – поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук. 3–4 строчки – соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения. 5–6 строчки – поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево. 7–8 строчки – снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».
* * * Поиграем с вами просто: Строим домик для Барбоса. Крепкий дом, теплый дом, Будет жить Барбосик в нем. Чтоб устроить там веселье, Всех зовет на новоселье.
1–6 строчки – соединяем руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Качаем «домик» вперед-назад, вправо-влево. * * * Тетушки-ежихи — Классные портнихи! Могут все на свете сшить И на память подарить.
1–4 строчки – раскрываем обе ладони и поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой.
* * * Два маленьких кузнечика Потопали на речку. Воды они боялись И в речке не купались, На скрипочках играли — Всех рыбок распугали.
1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу. 3–4 строчки – поглаживаем ладонями поверхность стола. 5–6 строчки – поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.
* * * Для девочки Полинки Выросла малинка. Собрала Полинка Ягодки в корзинку. Съела всю малинку Девочка Полинка. 1–6 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и «рвем ягодки» с поверхности стола или стены. Можно подносить сомкнутые пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку.
* * * Наши руки как цветочки, Пальчики как лепесточки. Солнце просыпается — Цветочки раскрываются, В темноте они опять Будут очень крепко спать.
1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком». 5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки. Игру можно повторить несколько раз. 1 апреля 2018 в 11:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.