Сайт музыкального руководителя Никитиной Екатерины Николаевны.

Родителям о ФГОС дошкольного образования

Родителямо стандарте дошкольного образования

Обучение и воспитание дошкольниковосуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее —Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образованиеявляется одним из уровней общего образования  и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В этом году такойстандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в МинюстеРФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1января 2014 г.

Примечание. В соответствии сзаконом об образовании произошло  изменение названия:  дошкольноеобразовательное учреждение  теперь   образовательнаяорганизация.

Зачем нужен стандарт

Федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного  образования (далее — ФГОС ДО) созданвпервые в российской истории.

ФГОС ДО  -  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ееобъему,  условиям реализации и результатам освоения Программы.

На основе стандарта разрабатываютсясама  Программа, вариативные примерные образовательные программы,нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат наоказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольногообразования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательнойдеятельности организации, формирования содержания подготовки педагогическихработников, а также проведения их аттестации.

ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольногообразования,     обеспечению  равенства возможностей  для   каждого ребёнка в получении качественногодошкольного образования,   и  сохранению  единства образовательного  пространства   Российской Федерацииотносительно уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО разработан на   основе   Конституции    Российской, Федерации  и  законодательства  Российской Федерации   с    учётом Конвенции ООН о правахребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с  его   жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальныепотребности отдельных категорий  детей,  в  том числе  детей с   ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС ДО  обязателен к применению организациями,   осуществляющими    образовательную  деятельность,индивидуальными предпринимателями (далеевместе — Организации), реализующими образовательную    программу дошкольного образования, а также  может использоваться  родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольногообразования  в форме семейногообразования.

 О требованиях кПрограмме

ФГОС ДО  определены требованияк структуре, содержанию и объему Программы.

Так,  определено, чтоПрограмма  разрабатывается   и  утверждается     организацией самостоятельно. Организация сама определяет   продолжительность пребывания детей, режимработы,     предельную наполняемость групп. В разныхгруппах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностьюпребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного  пребывания   детей, групп полного ипродлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возрастаот двух  месяцев  до  восьми  лет,  в  том числе разновозрастных групп. Программа  может  реализовываться   в   течение      всего времени пребывания  детей в Организации.

Программа должна учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать  развитие   личности, мотивации  и способностей  детей  в  различных видах     деятельности и охватывать следующиенаправления  развития  и  образования  детей (образовательные области):

·                                 социально-коммуникативное развитие;

·                                 познавательное развитие;

·                                 речевое развитие;

·                                 художественно-эстетическое развитие;

·                                 физическое развитие.

Программа должна состоять изобязательной части и  части,   формируемойучастниками   образовательных   отношений (педагогами иродителями (законными представителями)).  Рекомендуемое соотношениесоответственно:  60% и  40%.

Обязательная часть можетразрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.

Формируемая  часть Программыможет быть разработана самостоятельно или использованы программы,рекомендованные методическими разработками.  При ее разработке должны бытьучтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семейи  педагогов.

Если  планируется   освоение  Программы    детьми   сограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включеносодержание  коррекционной  работы  и/или инклюзивного   образования.

 О требованиях  кусловиям реализации Программы

Требования ФГОС ДО к условиям  реализации  Программы  исходят из того, что этиусловия должны  обеспечивать     полноценное развитиеличности детей в сферах социально-коммуникативного,познавательного,   речевого, художественно-эстетического ифизического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия иположительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, сформулированытребования к развивающей предметно-пространственной среде,психолого-педагогическим,  кадровым, материально-техническим условиямреализации программы дошкольного образования.

Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие,как требования уважения к человеческому достоинству детей, использованияв  образовательной  деятельности  форм  и  методов работы  с  детьми,  соответствующих  их возрастным  и     индивидуальным особенностям,построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых сдетьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всехформ физического и психического насилия, поддержка родителей (законныхпредставителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,  вовлечение  семей    непосредственно вобразовательную деятельность.

Психологическая диагностикаразвития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических   особенностей детей)   должна проводиться     квалифицированными    специалистами (педагоги-психологи, психологи) и  только   ссогласия их родителей (законных представителей).

Для получения без дискриминации  качественного   образования детьми с ограниченными  возможностями  здоровья  должны быть созданы  необходимые условия для диагностики и  коррекции  нарушений развития  и   социальной адаптации, оказания раннейкоррекционной помощи.

Для  коррекционной работы  с   детьми   с    ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно сдругими детьми в группах комбинированной направленности, должнысоздаваться  условия   в соответствии с перечнем и планомреализации индивидуально ориентированных коррекционных  мероприятий,   обеспечивающих   удовлетворение  особых образовательных  потребностей  детей  с  ограниченными     возможностями здоровья.

При создании условий для работыс  детьми-инвалидами,   осваивающими Программу, должна  учитываться  индивидуальная  программа  реабилитации ребенка-инвалида.

Максимально допустимый объемобразовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическимправилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству,содержанию  и  организации  режима  работы дошкольных    образовательных организаций», утвержденным  постановлением  Главного   государственного санитарного  врача  Российской  Федерации от  15  мая       2013 г. N 26(зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации 29  мая 2013 г.,регистрационный N 28564).

 Требования кразвивающей   предметно-пространственной   среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различныхобразовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, сучетом национально-культурных,  климатических  условий и возрастныхособенностей детей. Развивающая  предметно-пространственная среда  должна   быть содержательно-насыщенной,   трансформируемой,        полифункциональной,вариативной, доступной и безопасной.

 Требования к кадровому составу (руководящим,педагогическим, административно-хозяйственными работниками,учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующимквалификационным характеристикам, а к педагогическим  работникам, реализующим  Программу, еще и  обладать основными компетенциями,  необходимыми  для  обеспечения развития детей.

В реализации Программы могуттакже   участвовать научные и иные работники Организации. Длякаждой группы  детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть  привлечены  дополнительные    педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Требования  к материально-техническим  условиям  – оборудование, оснащение(предметы), оснащенность  помещений , учебно-методический комплект должныотвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям ксредствам обучения и воспитания, к  материально-техническому обеспечению   Программы.

Требования  к финансовым   условиям  реализации     основной образовательной программы дошкольногообразования заключаются в том, что  финансовое обеспечениегосударственных, муниципальных и частных организаций должно обеспечивать возможность  выполнения  требований    ФГОС ДО как вобязательной части  Программы,  так и  в  части, формируемойучастниками образовательного процесса. Норматив финансового обеспечения,определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации всоответствии с ФГОС ДО,  должен быть  достаточным   инеобходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности всоответствии с Программой.

 О требованиях крезультатам освоения Программы

Требования  ФГОС ДО к результатам   освоения     Программы представленыв виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольногообразования:

·                                 целевые ориентиры образования в младенческом ираннем возрасте;

·                                 целевые ориентиры на этапе завершениядошкольного образования.

При соблюдении требований кусловиям реализации Программы   целевые ориентиры предполагают  формирование  у  детей  дошкольного    возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими   дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры непредусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретныхобразовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в   том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга).Освоение Программы  не  сопровождается  проведением промежуточных    аттестаций и итоговой аттестациейвоспитанников.

Целевые ориентиры не могут являтьсяоснованием для принятия управленческого решения при аттестации педагогическихкадров; при оценке качества образования; итогового,  и промежуточногоуровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке выполнения   муниципального  (государственного)     задания посредством их включения впоказатели качества выполнения задания; при    распределении  стимулирующего  фонда   оплаты  труда     работников Организации.

 О требованиях кработе с  родителями

В ФГОС ДО сформулированы  итребования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто,  что  однимиз принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации ссемьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении ихфизического  и  психического    здоровья, в развитиииндивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОСДО является личностно-развивающий и гуманистический характер  взаимодействия взрослых (родителей (законных  представителей), педагогических  и   иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, –объединение обучения и воспитания  в  целостный  образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и нормповедения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований кпсихолого-педагогическим условиям является требование обеспеченияпсихолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровья детей.

Родители (законные представители)должны принимать участие в разработке части образовательной ПрограммыОрганизации, формируемой участниками образовательных отношений  с учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов ихсемей и  педагогов.

В соответствии с ФГОС ДООрганизация обязана:

·                                 информировать   родителей  (законных        представителей) иобщественность относительно целей  дошкольного  образования, общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации,а также  о  Программе,   и не только семье, но   и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную  деятельность;

·                                 обеспечить открытость дошкольного образования;

·                                 создавать условия для участия родителей(законных представителей) в образовательной деятельности;

·                                 поддерживать родителей (законных представителей)в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

·                                 обеспечить вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том   числе   посредством     созданияобразовательных  проектов  совместно  с  семьёй на  основе     выявления потребностей и поддержкиобразовательных инициатив семьи;

·                                 создавать условия для взрослых по поиску, использованиюматериалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационнойсреде, а также для обсуждения с родителями  (законными представителями)   детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 

 

3 апреля 2018 в 12:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.