Сайт музыкального руководителя Никитиной Екатерины Николаевны.

ЗДОРОВЬЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

ЗДОРОВЬЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир малыша, дает ему духовную закалку на всю жизнь,  и таким образом, служит незаменимым средством «гигиены души».  Музыка способствует формированию ребенка, его характера, взглядов на жизнь, отношения ребенка  к внешнему миру.  

Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась вовремя.              

Эта задача вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим сестрам и братьям ребенка, тут  не требуется  особых музыкальных или педагогических способностей: ведь речь идет не о том, чтобы готовить  из ребенка музыканта или певца, достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в таких пределах, которые доступны и необходимы каждому человеку. Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребенка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Недаром на протяжении многих веков знакомство  человека с музыкой обычно начиналось с колыбельной песни, которую матери поют, укачивая ребенка.

Музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это  очень важно, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют по протекающие процессы в организме: дыхание, сердечную деятельность, обмен веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют  также развитию внимания и обеспечивают  тренировку слуховых органов, необходимую для нормального, здорового развития слуха ребенка.

Взрослым необходимо сформировать и затем постепенно поддерживать у ребенка эмоциональную отзывчивость к музыке и интерес к ней. А для этого важно учитывать его возрастные особенности и возможности, подбирать мелодии и песенки, доступные для восприятия.

Доступная для восприятия  и приятная музыка обычно вызывает оживление и чувство удовольствия, радостную улыбку. Развивая и тренируя слух малыша, очень важно в тоже время оберегать и сохранять его  от непосильной нагрузки, которая весьма вредна для здоровья.

В целях профилактики болезненных нарушений не только слуха, но и психики ребенка нужно беречь слух детей от воздействий вредных раздражителей, необходимо иметь в виду, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами. Должна звучать спокойная и мелодичная музыка.

Одним из первых   компонентов музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Ведь большинство жизненно важных человеческих функций (дыхание, сердцебиение, ходьба) ритмичны.   Различные музыкальные  ритмы по-разному  действуют на состояние человека, на деятельность его внутренних органов и работоспособность мышц. Не случайно с давних времен используют танцевальные маршевые ритмы, пробуждающие бодрость и стремление к движению.

Уже на втором году жизни  ребенкаможно начинать знакомить с простейшими плясовыми движениями, последовательно усложняя их с возрастом. Пляска и танец активно помогают здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки. Разучивание плясок строится по принципу подражания ребенка движениям взрослого.

Хорощо, если в пляске участвуют сразу несколько детей.

Однако в семье ребенок, нередко, растет один среди взрослых. В таком случае можно использовать игрушки в качестве партнеров малыша по танцу, или зрителя, перед которым танцует ребенок.

Но что делать, если ребенок  хочет излить избыток энергии  не только в движении, но и в музыке, в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне как к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру?

Особый интерес для ребенка приобретает жанр песни. Слушание и разучивание песен помогает совершенствовать и развивать разные навыки ребенка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию.

Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов, которые нередко наблюдаются у детей дошкольного возраста. Так, с помощью пения выправляют невнятное произношение отдельных звуков, искореняют нездоровую привычку к скороговорке и проглатыванию окончаний у слов, а также вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма, исполнение которых приближается к речитативу.

Если нужно ликвидировать картавость при произношении звуков «р» и «л», полезно почаще напевать с ребенком мелодии без слов, используя повторяющиеся звуки: «Ту-ру-ру», «Тра-ля-ля» и т.п.

Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и  вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания. Нельзя допускать, чтобы в песне малыш форсировал звук и срывался на крик. Следует показать ребенку на примере, насколько  приятнее, когда песня звучит не громко.  Важно добиваться, чтобы дети пели без напряжения. Слишком громкое пение, может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках. Кроме того, оно  отрицательно влияет  на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно для окружающих. Нельзя разрешать им  петь на улице в холодную или сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребенка требует бережного обращения, охраны от перегрузок и вредных факторов.

Важно умело использовать, организовать  и направить эти  стремления ребенка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать  музыку, понимать и разделять не настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить  незамысловатые мелодии, не форсировать звук, добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.

Примерно на четвертом году жизни, когда певческие возможности ребенка несколько разовьются, следует специально разучивать с ним детские песни. Вначале нужно, чтобы ребенок несколько раз прослушал песню в исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, всё ли в ней понятно ребенку. Важно, чтобы песня ему понравилась, тогда он с удовольствием будет её разучивать и петь. Сначала он поет вместе со взрослым, подпевая лишь отдельные слова и фразы. Лишь после таких тренировок в совместном исполнении малышу можно предложить спеть самостоятельно. Занятие пением недолжно быть излишне продолжительным, чтобы не наскучить малышу. Лучше всего чередовать пение со слушанием музыки или с играми и плясками под музыку.

Песня – самый популярный  и любимый жанр у детей дошкольного возраста. По отношению к этому жанру особенно наглядно проявляется их активность, тут они охотно становятся не только слушателями, исполнителями, но порой и творцами. Действительно, дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию и складывают текст.

Стремление к песенному творчеству заслуживает самого бережного  отношения и поддержки со стороны взрослых. Обычно музыкальным сочинительством начинаю  заниматься дети, которые уже  знают много песен, любят их петь. А  о том, чтобы у ребят были любовь к пению умение петь, должны позаботиться в первую очередь их родители, бабушки и дедушки.

19 апреля 2018 в 12:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.